24 июня 2019, понедельник
Областные новости
24.06.2019
В Пензенской области в целях предотвращения оборота фальсифицированной, недоброкачественной и контрафактной продукции открыта «горячая линия» «Осторожно, контрафакт!».

Яндекс.Погода

Праздники России

Яндекс.Метрика

Нет наркотикам

Земляки

28.12.2018

Волшебники живут рядом с нами

В поселке Золотаревка найти дом четы Петровых на улице Луговой оказалось совсем просто Ель, посаженная хозяином дома 15 лет назад, послужила надежным ориентиром. Готовясь к встрече с Вячеславом Александровичем, мы рассчитывали увидеть человека достаточно уставшего от своей активной жизни. Но во дворе дома нас встретил весьма энергичный мужчина. Несмотря на достаточно холодную погоду одет он был лишь в джинсы и рубашку. А когда при приветствии крепко стиснул руку, то образ «слабого старичка», который мы себе навоображали, моментально улетучился. Крепко сбитая, атлетическая фигура Вячеслава Александровича явно говорила об его отменном физическом здоровье. И сразу же стало ясно, что такой человек действительно может и в проруби искупаться, и каждый день ездить на велосипеде на работу, накручивая «туда и обратно» по сотне километров. /Об этих неординарных проявлениях житейской отваги нашего героя мы слышали от надежных «третьих лиц». А вот теперь появилась возможность пообщаться с человеком в непринужденной домашней обстановке.

Пока хозяйка дома Любовь Николаевна вместе с приехавшим в гости сыном Андреем и внуками вели оживленную беседу на кухне, мы прошли с Вячеславом Александровичем в его кабинет. А судя  по обилию развешанных на стенах картин – в настоящую картинную галерею. Причем, все полотна  носили ярко выраженную оригинальность. По изображениям на них можно было бы провести вполне полноценную экскурсию по уникальным местам нашей необъятной Родины. Но прежде чем художник начал комментировать весомые плоды своих творческих поисков и находок, мы попросили рассказать о том, как сложилась его жизнь.

Жизнь прожить – не поле перейти

– Родился я в Москве, в семье рабочих, – начал свой рассказ мой собеседник. –  Мать работала электрообмотчицей Первого государственного подшипникового завода. Отец был моляром-расцветчиком. Была такая вот профессия. Накануне войны, в возрасте трех лет, мама отвезла меня на лето  под город Орел, в село Ельцы. Там жила ее старшая сестра, моя тетя Маша. Вот так я и оказался в оккупации. Время это помню смутно. Обрывочные картинки о том, как нас куда-то загоняют. Берут кровь. У моей двоюродной сестры при этом заборе крови фашисты даже руку сломали. Потом, когда немцы хотели отправить нас для опытов в Германию, нас освободили советские солдаты.

Меня отправили в детдом, в Самару. Этот детдом оказался напротив завода, на котором работала моя эвакуированная из Москвы мама. Отец в это время был на фронте.

Каким-то образом мать меня отыскала. Но взять к себе не имела возможности. Сама жила в общежитии. Так что в детдоме я учился до четвертого класса. Отец с фронта не вернулся. И моя мать – Дарья Дмитриевна – вышла замуж. Отчим – армейский фотограф и очень хороший человек Николай Михайлович Карпов, фактически заменил отца. Вскоре матери дали квартиру, и я окончательно распрощался с детским домом, в котором пробыл пять лет. Во втором браке у матери  родились мои младшие брат и сестра. С самого детства я любил рисовать. Это дело меня всегда увлекало. А с шестого-седьмого класса стал интересоваться и путешествиями. Сначала ходил в походы один. Потом подключил к этим занятиям своих приятелей.

После 10 класса поступил на Государственный подшипниковый завод в Куйбышеве, где все военные и послевоенные годы работала и моя мама. Работал я шлифовщиком в цехе точных роликов. А в свободное время занимался спортом – борьбой, штангой. Как штангист выступал в легком весе (до 60 кг). В жиме показывал 65 кг, в толчке – 85. Даже получил первый разряд. Но когда однажды во время тренировки вывернул руки, понял, что спортом  надо заниматься не ради достижений высоких результатов, а для удовольствия и укрепления здоровья. Занятия спортом не мешали мне и продолжать увлечение рисованием. Жили мы в послевоенные годы бедно. Поэтому кисть для рисования собственноручно сделал из локона матери.

После десятого класса успел съездить в Москву, чтобы поступить в художественное училище. Экзамены в училище я сдал. Но, увидев, кто и что из поступивших уже умеет, понял, что с самодельной кистью я больших высот пока не достиг. Быть отстающим – не в моей натуре. Вернулся обратно домой. Продолжил работать на заводе. И стал серьезно заниматься рисунком и живописью. При нашем заводе имени Масленникова был клуб «Звезда». И в этом клубе преподавателем рисования и живописи был последний из художников-передвижников Александр Евстафьевич Плетнев. Тогда ему уже было под 80 лет. Вот с ним мы и занимались. Потом я стал выходить в город рисовать с натуры. И там меня заметил директор Куйбышевской картинной галереи Ашат Никитович Михранян. Он водил группы экскурсантов, разумеется, за деньги. Пригласил и меня. Я отказался, мол, денег нет. Но он настоял, чтобы я приходил без денег. С его помощью я стал неплохо рисовать. А кроме этого в заводском клубе был активистом эстрадной бригады – играл на гитаре, танцевал, пел, принимал участие в интермедиях. Наши концерты пользовались большой популярностью. И я везде успевал. Параллельно этому еще и пел в народном хоре. И никаких «допингов» у нас тогда не было в помине!

Мои знакомые все думали, что я буду поступать во ВГИК или театральный. Но меня больше всего влекло рисование. И в 1960 году я поехал в Пензу поступать в художественное училище имени К. Савицкого. И поступил. Окончил с отличием. Годы учебы были трудными. Родных в Пензе никого не было. Все многочисленные родственники по материнской линии жили в Москве. А я снимал угол в Пензе, подрабатывал на жизнь, где только мог. Однажды пригласили меня в НИИ ВТ – сделать оформление к 1 мая. Все, что сделал, заказчику понравилось. Институт  этот работал на космос, и когда меня пригласили возглавить группу технической эстетики я, конечно же, согласился. Когда окончил художественное училище, меня распределили в Ярославский художественный театр. Но руководство  НИИ ВТ предложило остаться у них. Направление в Ярославль исправили на Пензу. Дали жилье. И с тех пор Пенза стала родным городом.

Ну а коли город стал родным, надо изучать все окрестности собственными силами. В ту пору познакомился с замечательным пензенским энтузиастом по туризму Татьяной Мартыненко. Когда я ей рассказал, что еще в десятом классе водил в Куйбышеве группы туристов по 40 человек, то она стала относиться серьезно ко всем моим начинаниям. А я задумал создать в Пензе клуб для авто-мото-туристов. Назвал его ПензКАМТ (Пензенский клуб авто-мото-туристов). Сначала небольшой группой мотоциклистов выезжали по субботам по области. А потом численность членов клуба дошла до 30-40 человек. На праздники ездили уже в другие области. Посетили и дорогие мне Жигулевские горы и Утес Разина. А потом мы решили пройтись по следам Пензенской 354-й стрелкой дивизии. Доехали до Бреста. Собрали очень хороший материал. Все эти материалы – рисунки, фото – оформил как панно. Нашими материалами даже заинтересовались в Москве.

Для закладки капсулы в памятнике на проспекте Победы ребята из нашего клуба ПензКАМТ привозили землю из-под Москвы с 41 километра. А в 1998 году вместе со своими детьми – сыном Андреем и дочками Светой и Леной – мы завершили поход по местам боев нашей дивизии уже за рубежом. Прошли по Германии по Польше. Но уже на велосипедах.  В сутки обычно проезжали по 100-120 километров. Много общались с людьми. А проблему с велосипедами нам помог решить бывший мэр Пензы Александр Серафимович Калашников. Когда мы рассказали ему, что для реализации нашего похода по местам боевой славы пензенцев нужны надежные велосипеды, то он тоже загорелся этой идеей. Пригласил к себе представителей завода «ЗИФ». Попросил их помочь с изготовлением велосипедов. Мы объяснили, какие велосипеды нам нужны. И 12  велосипедов (с 12-тью передачами) были изготовлены. Столько лет прошло! А мой велосипед еще на ходу. Последние годы я на нем из Золотаревки в Пензу на работу ездил.

Увидеть мир и запечатлеть

После окончания в Москве факультета художественной графики в институте имени Н. Крупской (заочное отделение окончил в 1976 году), я стал работать в Пензенском инженерно-строительном институте на факультете архитектуры. Был ассистентом, преподавателем, старшим преподавателем. Только деканом проработал 11 лет. А в прошлом году завершил трудовую деятельность в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства в звании профессора по рисунку и живописи.

К моему 80-летию там была устроена выставка работ – графика, живопись, портреты. Выставлялось более 60 работ.  Хотя за всю свою жизнь написал не одну тысячу картин. Везде, куда ни ездил, преследовал одну цель: увидеть, запечатлеть, сделать наброски рисунков, чтобы из этого потом сделать картины. До сих пор и пишу, и рисую. Теперь пишу, конечно же, настоящими кистями, акварелью, гуашью, а рисую карандашом. Так что все работы, которые на  стенах – мои. Вот Волга, утес Степана Разина. А вот туманное утро – это Северо-Западный Тянь-Шань… Немало работ посвящено и местной округе. Вот, например, картина «Золотаревское городище». Жена очень любит цветы. Так что не обошлось в моем творчестве и без натюрмортов. Кстати, со своей женой Любушкой тоже встретились в одном из туристических походов. Дети давно выросли. Уже внуки взрослые. А мы уже третий десяток лет живем в сельской местности. Для художника жизнь поближе к природе очень важна. Настраивает на творческий лад.

 

Оставить комментарий